помоги каналу
По вопросам и предложениям: info@stalingrad.tv

Ковидопсихоз.

5234 просмотра
Виктор Корчагин
32 дня назад
Ковидопсихоз.

Тэги: #Виктор #Корчагин #ковидопсихоз

1.Подозрения
Чем больше проходит времени с начала так называемой “пандемии” коронавируса, тем более странным и абсурдным кажется все, происходящее вокруг нее. С самых первых дней весны 2020 года, когда волна всемирного помешательства докатилась до России, здравомыслящих людей не отпускало ощущение, что с “пандемией” явно что-то не так. Более того, что-то явно случилось с большинством наших соотечественников: обычно вменяемые и вполне нормальные люди вдруг начинали вести себя явно нездорово, проявляли признаки едва ли не психического помешательства, заходясь в приступах агрессии и ненависти к “ковид-дисседентам” и “анти-масочникам”. Люди, еще вчера ходившие на работу, воспитывавшие детей, сидевшие в высоких правительственных кабинетах, вдруг, каким-то непостижимым образом, утратили способоность трезво оценивать происходящие события и окунулись в омут страха, затворничества и почти религиозного поклонения новым “жрецам” в белых халатах - единственным существам во всей жестокой Вселенной, способным спасти их от неведомой угрозы. Вам все это ничего не напоминает, весь этот антураж? Ужас перед невидимой, смертельной заразой, угрожающей всем и каждому, сидение за закрытыми дверями в попытках спастись, недоверие и страх по отношению к ближнему, преклонение перед небольшой группой “посвященных” и готовность линчевать любого, представляющего потенциальную опасность? Эпидемия чумы, скажет читатель, но будет прав лишт отчасти. Сходство с “Черной смертью” или “Юстинианским потом” у ковида - лишь внешнее, тщательно культивируемое СМИ и лидерами мнений. По сути же никакого сравнения между действительно смертельным заболеванием и вирусом, от соприкосновения с которым выживают 99% населения, а значительная часть просто его не замечает, быть не может, это нонсенс. Так какой же недуг тогда поразил жителей нашей планеты, если миллионы поверили в то, что их атакует опаснейший вирус, если многие точно знали, что болеют, и болеют тяжело, если люди даже умирали?

Полагаю, что ответ тут надо искать не столько в сфере вирусологии и эпидемиологии, сколько зайти на территорию психологии и даже психиатрии. Впрочем, давайте сразу оговоримся: некий вирус (пусть будет SARS COV-2) действительно пришел в человеческую популяцию в прошлом году, не будем этого отрицать, дабы не играть на руку адептам ковидо-истерии, утверждающим, что каждый, кто задает вопросы по поводу творящегося адского цирка, заслуживает клейма тотального мракобеса и отрицает само существование вирусных заболеваний. Оставим эти утверждения на совести говорящих, тем более, как мы убедимся ниже, их мнение во многом порождено тем самым психологическим недугом, поразившим значительную часть населения планеты. Вместо того, чтобы пикироваться с ними, лучше попробуем разобраться с тем, что происходит на самом деле.

2. Круг подозреваемых.
Вообще, человек, придумавший и введший в оборот понятие “ковидоистерия”, удивительно точно попал в самое “яблочко”. Дело в том, что целый ряд признаков указывает на то, что в случае с “пандемией” коронавируса мы имеем дело со случаем так называемой массовой истерии - явлением достаточно редком и не особо изученном, но знакомом человечеству на протяжении многих веков.

Чтобы стало понятно, о чем вообще идет речь, давайте определимся с самим понятие массовой истерии или психической эпидемии.

Возьмем самый банальный источник - Википедию, где сказано, что психическая эпидемия - это одномоментное проявление и «эпидемическое» распространение среди значительных групп людей разного рода однотипных психических отклонений (расстройств высшей нервной деятельности) различной степени тяжести, сопровождающихся необычным, зачастую девиантным поведением, имеющих признаки психических и неврологических заболеваний.

Та же Википедия пишет о массовых истериях: массовая истерия - это крайняя форма проявления массового психоза, при котором пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы.

Обратите внимание на фразу про симптомы - это важно для наших дальнейших рассуждений. Пока же рассмотрим определение еще одного сходного явления - моральной паники.

Итак, моральная паника - это ситуация, при которой в обществе распространяется чувство страха перед неким злом, угрожающим общественному благосостоянию.

Думаю, кое-что из всего описанного выше, читатель может назвать знакомым, не так ли?

Но давайте исследуем “личности” наших “подозреваемых” повнимательнее, может быть, они не имеют отношения к истории с ковидом, и людей действительно косит ужасная зараза?

Почитаем еще немного про психические эпидемии, а в процессе рекомендую читателям мысленно или на бумаге делать отметки каждый раз, когда вы увидите параллели с творящимся сегодня безумием.

Итак, посмотрим, какие признаки характерны для психических эпидемий, откуда они возникают:
- первым источником являются суеверия, характерные для всех народов мира без исключения. Если вы думаете, что люди 21-го века менее подвержены суевериям, чем их предки, а мозг современного человека не способен обманывать своего хозяина, то вы глубоко заблуждаетесь. К сожалению или к счастью, но данностью является факт подверженности человека различным суевериям, эта склонность никуда не делась с течением времени. Таким образом, физиологическое или нормальное содержание  психики   доставляло те зародышевые элементы, из которых развивалось помешательство у первобытных народов. Это положение сохраняет и в настоящее время свою силу для многих случаев;

- второй важной характеристикой психических эпидемий является - внимание! - их заразительность. Как пишет та же Википедия, заразительность носит две формы: 1) подражательность и 2) внушение. Обе эти формы однозначно сыграли свою роль в распространении современной - ковидной - психической эпидемии, о чем мы еще поговорим ниже, когда будем разбирать конкретные примеры того, как работают подражательность и внушение;

- однако, на мой взгляд, краеугольным камнем всей сегодняшней ситуации является третий признак психической эпидемии - самовнушение. Просто приведу определение из той же доступной для всех Википедии, а вы вспомните свидетельства людей, которые утверждали, что, например, перенесли ковид намного тяжелее обычного гриппа, которые паниковали от обычного насморка и звонили в “скорую”, поперхнувшись чаем: Под влиянием ложной идеи, суеверия, особенно же видений, галлюцинаций, у такого индивида легко развивается психическое расстройство. Вот почему в известные эпохи, когда господствовали ложные идеи и суеверия, часто возникали психические расстройства на почве религиозных суеверий, как продукт самовнушения, и путём заразительности принимали эпидемический характер.

Еще один важный момент здесь - это упоминание о влиянии на психические эпидемии идей и суеверий, характерных для той или иной эпохи. Проще говоря, если в Средние века в каждой таверне говорили о ведьмах и колдунах - толпы с факелами линчевали какого-нибудь бедолагу, попавшегося под руку. Ну а если сегодня из каждого утюга вещают о супер-заразном и супер-опасном вирусе, стоит ли удвиляться, что орава озверешвих людей в масках вышвиривает из трамвая и избивает несчастного “анти-масочника”? В самой сути поведение людей в условиях психической эпидемии не изменилось, только приняло иные формы, исходя из современных реалий и страхов, господствующих в обществе.

Но и это еще не все. На очереди второй “подозреваемый” - моральная паника. Вот что пишет сайт NewToNew о моральной панике (снова делаем заметки!): “Беспокойство овладевает людьми, которые подогревают тревожность друг друга и раздувают до огромного масштаба общественную озабоченность событиями, порой не стоящими и выеденного яйца. В реальности ситуация может быть не так уж ужасна, а проблема оказывается надуманной. Но массовая истерия, которая уже разгорелась достаточно, чтобы сжечь в пламени здравый смысл, мешает посмотреть на ситуацию объективно.
При этом тех, кому удалось сохранить здравомыслие, упрекают в равнодушии и попустительстве, а то и объявляют лоббистами, защищающими интересы, связанные с предметом волнений: «Думаете, что инфекции и терроризм — это недостаточно серьёзно? Может быть, вы их защищаете? Да вы, должно быть, враг общества!».

На мой взгляд, комментарии здесь излишни: похоже, мы напали на след настоящего виновника массового помешательства, в которую окунула весь мир олигархия. Впрочем, о ее роли мы еще поговорим, а пока хочу добавить еще пару штрихов в “психологический портрет” нашего “подозреваемого”, чтобы можно было с полным основанием говорить о его виновности.
Скажем, давайте выясним, какие признаки характерны для моральной паники и насколько они напоминают ковидную истерию?

Социолог Стэнли Коэн разработал классификацию моральной паники, согласно которой существует 5 основных этапов ее развития. Вот они с небольшими комментариями относительно дня сегодняшнего:
1) Кто-то или что-то определяется как угроза социальным нормам или интересам сообщества. Ну, тут все понятно: угроза - это “страшный” вирус и “ковид-дисседенты”, не желающие поддаваться массовой панике и строем шагать в уготовленное для нас “светлое будущее”. Для таких людей в условиях моральной паники Коэн даже ввел специальный термин - “народные дьяволы (folk devils)”, то есть люди, воплощающие по мнению охваченного нездоровой манией общества, все отрицательные качества (безответственность, нежелание заботиться о стариках и прочее из списка ковидо-истерика). Неудивительно, что с такими “дьяволами” можно поступать как угодно: не обслуживать в магазинах, выгонять из общественного транспорта, не пускать на работу и на учебу, травить в СМИ и соцсетях, ну а дальше... Дальше все зависит от глубины падения общества.

2) СМИ изображают угрозу в виде простого и узнаваемого символа. Пример: случаи заражения, основанные на результатах ПЦР-тестов. Ежедневные графики и таблицы, показывающие рост заражений и смертности. Итог: сильнейшее воздействие на психику масс.

3) Этот символ вызывает общественное беспокойство. Об этом я уже написал выше, добавлю только еще один пример символического воздействия на общество: это постоянный показ пирамид из гробов в Италии, людей в костюмах химзащиты, пациентов, задыхающихся на аппаратах ИВЛ. Ну а образ “плачущей медсестры” в прошлом году так и вообще превратился в мем, схожий с “крымчанкой, дочерью офицера”. Излишне говорить, какое “общественное беспокойство” вызывали показанные образы в прошлом году - это была волна настоящей паники.

4) Со стороны властей следует ответ — например, принимается какая-то инициатива. Недостатка в инициативах со стороны “нашего” государства в прошлом году не было: это и совершенно идиотское решение закрыть все подряд, основываясь непонятно на каких критериях, и откровенно преступная самоизоляция, и гигантские штрафы за ее нарушение, перекрытие целых регионов и остановка и без того хилой экономики. Можете добавить еще от себя, если я вдруг что-то упустил. Российская власть натворила достаточно, чтобы задеть абсолютно всех.

5) Моральная паника приводит к социальным изменениям. И эти изменения происходят прямо на наших глазах. Под прикрытием “пандемии”, воспользовавшись ею, крупнейшие капиталисты мира увеличили свои состояния, разорили и, похоже, добивают средний класс, закручивают гайки в отношении рабочих, усиливают контроль и вводят все новые репрессивные законы. Это с одной стороны. А с другой своими же руками они породили массовую нищету и ненависть, которые однажды так или иначе ударят по ним бумерангом.

Исследователи Нахман Бен-Иегуда и Эрих Гуд отмечают, что для моральной паники характерны: убеждение, будто некое явление или поведение каких-то людей может оказать негативное влияние на общество, и возрастающая враждебность по отношению к какой-то группе (имеется четкое разделение между «хорошими нами» и «плохими ними»).
И добавляют: Действия, которые предпринимаются в результате, несоразмерны фактической угрозе со стороны обвиняемых.
И, наконец, давайте сравним настроения общества весной 2020 года и сегодня. Искренне паникующих и добровольно сидящих взаперти стало явно меньше, несмотря на крики о новых штаммах ковида и их устойчивости к вакцинам, ведь так? Бен-Иегуда и Гуд подтверждают эту тенденцию в своих исследованиях и кладут еще одно доказательство в нашу копилку: “При этом моральная паника очень нестабильна и пропадает так же быстро, как нарастает. Скоро общественный интерес ослабевает: все успокаиваются и перестают муссировать тему, о которой ещё вчера говорили на каждом углу”.

3. Почерк преступника
Нам вроде бы удалось выявить истинного возбудителя ковидной истерии: имя ему - моральная паника, психическая эпидемия. Но, думаю, небезынтересно будет узнать, как же это вообще работает и как этот “вирус” проявлял себя в прошлом.
Выше я уже говорил о заразности истерии, вызываемой психическими эпидемиями, важную роль в которой играют внушение и, особенно, самовнушение. Точный механизм “заражения” до конца не изучен, но частички объяснения мы можем найти в фундаментальном труде английского социолога Джеймса Фрэйзера “Золотая ветвь” и работах российского психолога Владимира Михайловича Бехтерева “Внушение и его роль в общественной жизни”. В частности, Фрэйзер, изучая веру туземных народов в магию и колдовство, не раз отмечал, что огромную роль в действии насылаемой порчи играет именно вера “проклятого” в то, что магия работает. Очень часто “проклятый”, узнав о том, что колдун наслал на него порчу, добровольно отказывался от пищи и воды, погружался в тяжелое депрессивное состояние и - что вполне логично и объяснимо с точки зрения науки, - в конце концов серьезно заболевал и умирал. Это служило лишним “доказательством” силы деревенского мага и усиливало его влияние на общину,что означало только одно: в следующий раз воздействие его “проклятий” становилось еще более мощным, благодаря массовой вере в то, что это работает. А теперь перенесем этот опыт на историю с ковидом: нам каждый день внушают, что мы больны смертельным вирусом, болен даже тот, кто не чувствует никаких симптомов! Кто-то действительно подхватывает банальный грипп, ну а дальше в игру вступает самовнушение: на фоне паники действительно ухудшается здоровье, появляются проблемы с давлением, сердечно-сосудистой и дыхательной системами в целом и, как результат, очередная “жертва ковида” в статистике. Понятно, что я рисую картину грубыми мазками, не являясь специалистом, но, думается, эта тема достойна того, чтобы о ней задуматься и серьезно исследовать.

Но предположим, что такой силой самовнушения обладали только самые отсталые народы, и сейчас ничего подобного произойти не может. Так ли это? Нет, случаи массовых психических эпидемий и паники наблюдались во все времена - менялась только их внешняя оболочка, в зависимости от страхов и верований, характерных для данного этапа развития человечества. Богатый материал на эту тему нам дает книга французского физиолога П. Реньяра, написанная в 80-х годах 19-го века. Скажем, в 15-16 веке Европу захлестнула волна охоты на ведьм и одержимости. Совершенно искренне, исходя из бытовавших тогда представлений, люди верили, что рядом с ними существуют крайне опасные существа, способные нанести вред им и их близким, а также верили в то, что этих существ (ведьм, колдунов) необходимо находить и уничтожать. Хуже того: многие обвиняемые на самом деле верили в то, что одержимы злыми духами и демонстрировали невероятные физические способности (например, нечувствительность к боли во время пыток), которые тогда служили доказетельством их вины, а сегодня легко объясняются с точки зрения науки. Забавный факт:  как пишет Реньяр, чтобы узнать, кто из соседей является ведьмой, по наставлениям средневековых священников необходимо было кипятить в новом глиняном горшке иголки вместе с дубовыми щепками. Первый человек, зашедший после этого в дом, считался колдуном и на него можно было со спокойной совестью заявить в суд. Честное слово, вся история с гаданием на ПЦР-тестах не слишком отличается от древних рецептов - по крайней мере, степень точности обоих методик примерно одинакова.

Вот еще несколько примеров психических “пандемий” в прошлом:
Эпидемия “Пляски святого Витта” охватила в конце 14 века южную Германию и соседние страны. Группы больных, держась за руки, образовывали круг, который двигался по улицам, вращаясь и сопровождая своё движение дикими танцами и прыжками. Больные находились в беспамятстве, бреде и галлюцинировали. В 1374 году в Кёльне явилась толпа больных из Германии и перенесла эпидемию на левый берег Рейна, в Страсбург. Музыка, пение и церковная служба содействовали распространению этой эпидемии. Святой Вит считался покровителем этих больных.
В начале XV столетия сходная с пляской святого Вита эпидемия охватила Испанию и известна в истории под именем «тарантизма». Больные также обнаруживали большую чувствительность к музыке и к некоторым краскам. Так, красный цвет приводил их в неистовство; вода притягивала их к себе, вследствие чего многие больные бросались в воду и тонули.
П. Реньяр в своей книге “Умственные эпидемии” приводит пример эпидемии одержимости, случившейся в Мадридском монастыре бенедиктинок, когда заразились абсолютно все обитательницы монастыря. Интересно в свете нашего разговора о внушении и самовнушении отметить, что от одной монахини к другой передавались не только характерные мании и галлюцинации, но и физические симптомы: конвульсии, сильнейшие мышечные спазмы, обмороки. И такое происходило далеко не только в Мадридской обители, нечто подобное зафиксировано во многих других местах тогдашней Европы - за подробностями отсылаю к упомянутой книге Реньяра. А пока предлагаю подумать вот о чем: если несколько веков назад в изолированных друг от друга местах люди демонстрировали схожие симптомы, то стоит ли удивляться тому, что в современном, насквозь пронизанном информацией, мире, чихнувший китаец провоцирует “пандемию” по всему миру?

Ну и напоследок, чтобы читатель не думал, что между Средними веками и коронавирусом не происходило ничего интересного: в 1962 году на территории современной Танзании началась  эпидемия смеха , которая прекратилась лишь через полтора года, в 1980-е годы в США всерьез поднялась волна страхов из-за сатанинских культов, якобы практикующих жертвоприношеня, а совсем недавно вся Россия погрузилась в состояние моральной паники из-за мифической онлайн-игры “Синий кит”, уносящей жизни детей. Так что, несмотря на то, что мы живем вроде бы в цивилизованном, цифровом обществе, наш мозг, похоже, все еще способен преподносить зачастую неприятные сюрпризы. И об этом следует помнить, когда мы говорим о массовых явлениях.

4. Соучастники
Думаю, не осталось сомнений, что в случае с коронавирусом, мы столкнулись со случаем моральной паники, разновидностью психической эпидемии. Но также стоит признать, что распространилась паника явно не сама по себе. Несмотря на склонность людей заражать друг друга различными маниями, срежессированный характер происходящего сегодня очевиден. Оставим за скобками глобальные элиты - об их интересах сказано уже предостаточно людьми, куда более компетентными, чем я. Давайте лучше уделим внимание главному инструменту в руках правящего класса в деле раздувания массовой паники, а именно СМИ.

Выше я уже показал, что психические эпидемии имеют способность распространяться подобно лесному пожару даже в условиях Средневековья, когда от одного поселения до другого были многие десятки, а то и сотни километров. Ну а сегодня, когда практически весь “цивилизованный” мир покрыт сетью интернета и ТВ, остаться в стороне от происходящего в обществе практически невозможно. То, что СМИ оказывают мощное воздействие на умы масс, замечено давно: серьезное внимание этому удиляли абсолютно все политические режимы. СМИ провоцировали скандалы, развязывали войны, свергали президентов, внушали массам нужные настроения. Просто вспомините, какое влияние на умы россиян в 90-е годы оказывали Александр Невзоров и его “600 секунд” или Сергей Доренко, да и до сих пор оказывают коллективные соловьев-киселев. Если думаете, что на Западе дело обстоит иначе, то спешу вас разочаровать: там все также, или даже хуже.

Впрочем, если говорить конкретно о роли СМИ в провоцировании массовой истерии, то тут интересно рассказать об  одном случае, произошедшем в США в 1938 году. Причем, у этого случая есть две версии - мифологическая и настоящая, и обе демонстрируют силу воздействия СМИ на массы. Речь идет о знаменитой радиопостановке режиссера Орсона Уэллса по мотивам романа “Марс Атакует”. По задумке авторов, пьеса должна была имитировать реальный радиорепортаж, ведущийся с места высадки инопланетных захватчиков в пригородах Нью-Джерси. Все роли исполняли профессиональные актеры и, согласно, мифологической версии событий, передача вызвала сильнейшую панику в США: миллионы людей якобы бросились бежать из Нью-Джерси, все дороги покрылись автомобильными заторами и толпами беженцев, в полицейские участки врывались обезумевшие от страха обыватели, утверждающие, что собтвенными глазами видели корабли марсиан или что инопланетяне убили их родственников, части национальной гвардии были подняты по тревоге.

Откуда мы об этом знаем? А из американских газет, которые вышли на следующий после постановки день, пестря гигансткими сенсационными заголовками о массовой панике, спровоцированной Уэллсом и его коллегами. Однако современные исследования утверждают, что никакой реальной паники не было, за исключением пары курьезных происшествий: например, старик-фермер в темноте принял водонапорную башню за треногу марсиан и разрядил в нее двустволку. Зачем, спросите вы, газеты писали о том, чего и в помине не было? А это была атака на радио, самое современное на тот момент СМИ, цеховые разборки. С помощью статей о вреде, причиненном простым американцам постановкой, газетчики надеялись “потопить” конкурента.
К чему этот пример? Он идеально иллюстрирует силу воздействия СМИ: в мифологическом варианте пьеса Уэллса спровоцировала страшную панику, а в истинном газетчики создали легенду, в которую верит большинство американцев и которая заняла свое место в массовой культуре США. А теперь умножьте воздействие СМИ на силу нынешних технологий и задайте себе вопрос: так ли уж трудно  раздуть средний вирус до масштабов новой чумы?

5. Избавление от иллюзий
Давайте признаемся самим себе: то, что мы переживаем сегодня, не имеет отношения ни к вирусологии, ни к эпидемиологии. Проблемой, с которой мы столкнулись, следует заняться психологам и социологам и, надеюсь, в будущем вся коронавирусная история будет как следует изучена. Пока же необходимо сделать неутешительные выводы: за прошедшие столетия мы, люди, как вид, не слишком далеко ушли от своих первобытных предков. Оказалось, что нами также легко манипулировать, как и раньше, используя особенности нашего мозга и сознания, особенности нашего коллективного поведения, которые все еще плохо объяснены ученными, слишком занятыми разработкой оружия и лекарств для бигфармы. Оказалось, что вся наша цивилизованность вмиг исчезает без следа, стоит нам столкнуться хоть с чем-то, что даже не является угрозой обществу само по себе, а что нам за эту угрозу выдают. История с коронавирусом выявила, как легко мы поддаемся страху и стадному чувству, насколько силен в нас инстинкт сбиваться в стаи и преследовать “ведьм” и “колдунов” , отказавшихся следовать приказам “чумных докторов”.

И вот еще от какой иллюзии избавила нас пандемия: если кто-то еще верил, что мировые элиты думают и заботятся о благе большинства, то сегодня стало совершенно ясно - это не так. Те, кто в Средние века заживо жег заподозренных в связях с нечистой силой, сегодня идут к нам с маской на лице и шприцем в руке, и намерения их ничуть не лучше, чем тогда.
ИСТОЧНИК https://stalingrad.tv/

Комментарии 0

Оставить комментарий

рекомендуем

Все статьи
пьянков-питкевич
сегодня

Коричневый экологизм.

эль мюрид
сегодня

Стретегия клеща.

soiz
2 дня назад

Нет доверия.

валентин катасонов
2 дня назад

Время закрыть границы.